вівторок, 12 лютого 2013 р.

Не торопитесь быть директорами




Данный текст написан нашим читателем Виктором Фомином. Его точка зрения настолько непривычна сегодня и настолько близка к правде, что стоит того, чтобы вы уделили прочтению всего пять минут…

Пословица «Благими намерениями выложена дорога в ад» совершенно точно характеризует обычную человеческую неблагодарность и торопливость. Возможно, вы не относитесь к тому типу людей, который я сейчас буду описывать. В таком случае, вам искренне повезло и вас не раздирают избыточные желания.

«Одной из главных черт привлекательного молодого человека оказывалось честолюбие, а честолюбцы отнюдь не склонны к благодарности; он начинал воспринимать свою удачу как должное и уже не ловил на лету каждое слово Боя, не восхищался его мудростью, как то было в начале их бурного романа, а случалось, что и осмеливался иметь собственное мнение. Потом выяснялось, что этот выскочка считает, что Бою крупно повезло иметь такого, как он, работника, и что его таланты еще не получили должной оценки»

Пишет в романе «Пятый персонаж» канадский писатель Роберт Дэвидсон.

Это зашитое непонятно кем в человеческую подкорку желание большего возникает не только на работе. Оно касается вообще всего в жизни. Мало кто умеет быть благодарным за то, что имеет. В глубине нашего естества живет ненасытная дыра, поглощающая все, что туда падает.
Если вы едите один хлеб, а какой­-то добрый человек подбросит вам масла, первую неделю вы будете считать его добрым ангелом ­хранителем. На вторую — уже воспримете масло как само собой разумеющееся. И даже разгневаетесь, если на третью он ничего вам не даст, хотя, фактически, он и так вам ничего не обязан давать.

Волна всеобщего предпринимательства отлично эксплуатирует эту жажду. Какой-­нибудь молодой, неглупый человек, имеющий доступ к интернету и читающий о бесконечных питчах, раундах инвестиций, выходах на IPO и так далее — разве видит он себя просто сотрудником, просто работником, просто человеком, который делает что-­то хорошо (и этим доволен)? Скорее всего, нет. То, чем он сейчас занимается, это все так, чтобы перебиться на первое время. А вообще он — будущий CEO, фаундер, отдыхающий в гамаке где-нибудь на пляже Таиланда, лениво пощелкивая ноутбуком и потягивая коктейль из трубочки.

Да, идею разумно-­эгоистичного капитализма и потакания своим желаниям («хочу» вместо «должен») развивала в своих книгах Айн Рэнд — практически религиозная фигура в западной экономике. На этом же, в принципе, основан и весь маркетинг, ориентированный на массового потребителя. Но мало кто, читая западные книжки по эффективности, задумывается над тем, что все их советы по достижению успеха опираются на тяжелейший, ежедневный труд — американцы работают, как кони. Их привычка работать — сама по себе дисциплинарный режим. Если не умеешь делать простые, незамысловатые действия — незачем мечтать о чем­-то высоком. И западная модель жизни тоже не совсем безоблачная. Я видел нескольких людей, которые обогнали многих, руководствуясь принципом «Нужно стремиться к большему, потому что ты этого достоин!» Но во время бега они забыли, зачем бежали.

Они буквально жили на один день вперед — завтра мне поднимут зарплату! Наступало завтра. И тогда человек снова думал: завтра я стану заместителем директора! И это тоже происходило. Так проходило полжизни, а потом этот человек внезапно оглядывался и понимал, что он всегда был «завтра» и никогда не был «сегодня».

Что его дочку воспитала няня. Что его мама тихонько плакала в своей квартире, старея, потому что сын был так занят, так занят и постоянно откладывал визиты домой на следующее воскресенье. У нас просто сильно навязан стереотип этого самого большего. Если девять человек будут смотреть в небо, то и десятый, проходя мимо, остановится и тоже задерет голову. От этого очень тяжело избавиться. Но, наверное, нужно. Иначе не будет душевного покоя.

Начинать, мне кажется, нужно со скромности. Обратиться к старым, хорошо известным правилам самоконтроля и даже некого аскетизма. Без этого в человеческой душе расцветают махровым цветом враги всего умного, доброго и светлого — эгоцентризм и самомнение. Гоголь писал, что настоящим, качественным эгоистом человек становится только тогда, когда начинает заботиться о других.

Можно говорить с утра «спасибо» (неважно, кому) за то, что у вас есть даже не то, что крыша над головой и завтрак в тарелке. А за то, что остались на месте руки и ноги. Потому что если зайти в ближайшую хирургию, там можно найти пару обратных примеров. И, что самое неприятное, кто-­нибудь из этих примеров вчера вполне мог чувствовать себя царем жизни и волноваться только о том, что его Мерседес нужно было пересадить на зимнюю резину. Познер в одной их своих передач заметил — если у вас есть, где спать и что есть — вы богаче девяти десятых населения планеты.

Можно больше разговаривать с семьей и друзьями. Можно больше общаться с людьми — любыми людьми. Потому что деньги, как средства обмена, ничего не значат. Если завтра людям придет в голову обмениваться крышечками от бутылок, то тогда станут значимыми крышки от бутылок, а пачками долларов можно будет затыкать щели в окнах. Но неужели, если другие люди к вам хорошо относятся, они не найдут способ вас поддержать?

Можно уважать начальство, которое, как уверяет Библия, давно человеку именно в такой форме, в какой он этого начальства заслуживает. Я сейчас не пропагандирую религию, просто это хорошее правило. Если руководитель построил бизнес и управляет целой кучей людей и задач, он заслуживает как минимум того, чтобы к его словам прислушивались и осмысливали их. И если чересчур активно не замахиваться на большее — оно, вероятно, придет. Само собой, естественно. Просто у каждого свое большее.

Немає коментарів:

Дописати коментар